На главную Статьи Книги Гостевая Для авторов

 

Чудесная вера славян. Часть 4


Конь - во всех славянских сказаниях белая сила представлялась выезжающей на белом коне, черная - на черном. Белые кони передаются в народном воображении богу-Солнцу. Сначала Святовиду, затем Сятловиду-Яриле, черное становится собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков. Солнце - небесный Конь, днем обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы утром снова появиться на своем вековечном пути. Он также представляется светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоносно­белых огнепламенных коней. Даже тучи, заслоняющие солнечный свет, и быстролётные молнии представляются иногда мчащимися скакунами, а раскаты грома оповещают об огненной колеснице Ильи Пророка, мчащейся по грозовому небу. Постепенно из возницы пресветлого светила конь превращается в неизменного спутника богатырей. Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, быстрого коня. А сказка про Конька­Горбунка: «Сивка-Бурка, вещий Каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». И конёк творит чудеса - всему миру на диво. Поэтическое народное слово именует лошадь «крыльями человека». Но прежде всего в крестьянском хозяйстве и городском укладе конь незаменимый работник. Множество примет связано с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями дорожный воздух - дом близко, фыркает в пути - к доброй встречи (или к дождю). Спотыкается конь при выезде со двора - лучше возвратиться назад, что бы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой - быть беде неминучей. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на больного лихорадкой - всю хворь как рукой снимет. Изредка на земле находят камни - следовики со следами конского копыта. Вода из этого следа является целебной, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Друг и слуга пахаря, Конь остается верным ему даже после своей смерти.


Корс (Корша) - покровитель питья и еды, бог пиров, русский Вакх или Бахус. Корс большой охотник до пива и меда. Изображали его в виде обнажённого юноши венчанного венком из хмелевых плетей и едва прикрытого листьями хмеля. Он выглядел полусонным, словно спьяну, в одной руке держал ковш, в другой рог с напитками, ибо всегда был не прочь к ним приложиться. Корс сидел на опрокинутой вверх дном пивной бочке, а вокруг валялись пустые кувшины и черепки от разбитых чаш. Славяне покланялись ему своим участием в пьянственных поединках, ибо в те далекие времена среди всех народов немалым богатырем считался тот, кто мог остальных перепить. Там, где начиналась хмельная пирушка, и был храм Корса. Кто усердно жертвовал Корсу, тот становился похожим на пьяного болвана. Да и сегодня дружба с этим «божеством» к добру не приводит.


Кошка (Баюн) - приручена человеком девять тысяч лет назад в Египте для борьбы с мышиным народом. Суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Кошка - чуть ли не самое смышленное животное. Сказочный Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст. Он и видел за семь верст. Как замурлыкает, так напустит заколдованный сон на кого захочет. Не знаючи и не отличишь сон от смерти. Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Многоцветная кошка приносит счастье хозяевам дома, черная кошка может внести раздор даже между закадычными друзьями. В таком случае говорят: "Им черная кошка дорогу перебежала!". В стародавние временна знающие люди говорили, что на черную кошку можна выменять у нечистой силы шапку-неведимку или неразменный червонец. Но в средние века досталось и самой "брюнетке" : во время эпидемий чумы церковники посчитали черную кошку разносчицей заразы и принялись повсеместно ее уничтожать, на радость крысам - истиным виновникам бедсвия. Но это заблуждение не убавило любви к этому пушистому, ласковому зверьку, знающему эту нашу слабость и умело пользующемуся ею. С кошкой связано множество примет и пословиц : "кто кошек любит - тот и жену будет любить!", "без кошки не изба", "На мышку и кошка зверь!", "Кошки дерутся - мышкам приволье!". Кошка свернулась клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру и непогоде, умывается - к вёдру или к приходу гостей, лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку сулит. Много всяких других поверий связано с кошкой в богатом суеверной памятью русском народе.


Круг - магическая круговая линия, начертанная углем, копотью от зажженной лучины или ножом, защищает человека от покушений нечистой силы или зловредного действия колдовства. Через круговую черту не может переступить ни злой дух, ни ведьма, ни сама смерть. Против чумы и других повальных болезней опахивали кругом деревни и села; при добывании кладов и цвета папоротника, при совершении различных чар и произнесении заклятий очерчивают себя круговой линией для охраны от демонического наваждения. Перед Рождеством дают курам корм, окружая его цепью или обручем, чтобы они клали яйца дома. В Ярославской губернии в пламя пожара бросали обруч с квасной шайки, чтобы огонь сосредоточился в одном месте и не распространялся дальше. Капища и святилища так же представляли круговую постройку или обкладывались каменными рядами, представляющими круг, а так же постройками-хоромами (хора - круг).


Ладо (Дид - Ладо) - в языческую эпоху Ладами называли Божества семейного счастья, которые были созданы домашним культом и были нечем иным, как обожествленными предками, благословляющими в браке, на что указывает само имя Дид - Ладо. С 25 мая по 25 июня молодежь и молодые супруги на лугах и улицах, взявшись за руки, плясали и пели:
Благослови, Троица, Богородица,
Нам в лес пойти,
Нам венки завивать!
Ай, Дидо, ай Ладо!

С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения: Лад - супружеское согласие; Ладить - жить любовно; Ладковать - сватать; Лады - помолвка; Ладило - сват; Ладники - уговор о приданном; Ладины - сговор; Ладканя - свадебные песни; Ладовицы - исполнительницы свадебных песен; Ладный - хороший, красивый; Ладно - хорошо, я согласен. В Древней Руси любимых называли Лада.


Лед (Каледник) - божество, которое всегда сражалось с водяными. Силы к нему приходили с зимними холодами, когда от одного его прикосновения все реки, ручьи, озера покрывались ледяными панцирями, так что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы, принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны, не в силах не только высунуться на поверхность, но даже поплавать подо льдом, ибо иные речки промерзали до самого дна. Вот сколь злобен и силен Лед, но только до прихода Весны.


Лель (Лелью, Леля, Полеля, Дид, Дидилия) - сын богини красоты Лады. Он побуждает природу к оплодотворению, а людей - к брачным союзам. Иногда имя юного бога любви и страсти встречается и в женской ипостаси - Ляля (Лелия). Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью, на голову надевали венок из весенних цветов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае. Додолы - девушки в платьях с бахромой внизу, исполняли танец дождя, моля о дожде. В других областях, где царствует сын Лады, Лель - красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Для него это забава и веселая игра, хотя и с добрыми побуждениями. Но когда ему проходу нет от очередной избранцы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Живет Лель вместе со свом братом Полелем. Вместе они выходят утром встречать Ярилу. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.


Люб - дух-охранитель брачного ложа. Представляется большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах (подобие стрелы Амура). Его следует всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба - такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту. Обряд, когда наутро после свадьбы родственники показывали простыню новобрачных, был посвящен именно Любу. Кое-где до сих пор перед свадьбой пекут любки - овальные лепешки-ладьи из пышного теста. В центре такой лепешки, олицетворяющей девичье лоно, запекается, но уже из ржаного теста, подобие толстого, мясистого гриба-красноголовика (подосиновика), но головкой вниз. Такой любок ставится в укромное место близ постели новобрачных, дабы им мог насыщаться Люб. Вообще обряды, связанные с Любом, слишком потаённы и сокровенны, чтобы их описывать в подробностях.


Масленица (Масляница) - название обряда, воплощающее плодородие, и вместе с тем смерть зимы. Масленице до сих пор посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы служит чучело из соломы, облаченное в женскую одежду, с блинами и сковородкой или помазком в руках (блин своей формой и цветом напоминает солнце). Вместе с чучелом веселились, а затем его хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряжением, хороводами, кулачными боями, взятием снежных горок, призывами весны. От названия персонажа пошло название и самого русского календарного праздника проводов Зимы и встречи Весны. Раньше этот праздник совпадал с праздником «Комоедицы», когда в конце марта на весеннее солнцестояние просыпается Медведь от зимней спячки и покидает свою берлогу. Но в связи с проведением Великого поста, празднование было перенесено на дни предшествующие посту, из-за чего в некоторых обрядовых песнях Масленицу называют «обманщицей», а также «объедалой», «блиноедой».


Мать-Сыра Земля - самый любимый и важный персонаж славянской мифологии во все времена. Мать­Сыра Земля представлялась язычнику, обожествляющему природу, живым человеческим существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему Её пышными волосами, каменные скалы - костями скелета, цепкие корни деревьев заменяли жилы, сочащаяся из недр вода - её кровью... И как живая женщина она рождала существ земных, засыпала студеной зимой, умирала обожженная засухой и пробуждалась по весне... И словно к истиной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Припадет богатырь к сырой Земле - и преисполнится новых силушек. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше Родины, верили наши предки. Те, кто братаются не на жизнь, а насмерть - смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти Земли. Отныне их родство вечно! Земля почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. А в стародавние годы находились также ведуны-знахари, что умели гадать по горсти Земли, взятой из под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Всю жизнь вековечную Мать-Сыра Земля растит, питает хлеб насущный на благо народа. Кто не почитает Земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не дает хлеба не то что досыта, а и впроголодь. Но как траве-мураве не вырасти без горсти Земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без Земли­кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая Земля горькая сирота, так и он без Земли - что без живой души в своем богатырском теле! Всегда Земля остается все той же матерью для живущего на ней народа, который своим внукам-правнукам заповедовал одну великую и нерушимую заповедь: любовь и почтение к Земле родимой.


Медведь - лесной воевода. Благодаря своему неуклюжему облику запечатлен во множестве пословиц, поговорок, прибауток и загадок. Русский народ окрестил медведя Мишкой, Михайло Иванычем, Топтыгиным, Мишкой косолапым... Незлоблив и даже добр по-своему, по-медвежьему, если его не трогать. Но охотникам, выходящим на него с топором да с рогатиной, совсем напрасно полагаться на его доброту, ибо он мгновенно превращается в свирепое лесное чудовище. «Отпетыми» зовут завзятых медвежатников, каждый раз провожая их на охоту как на смерть. «Медведь - лешему родной брат, не дай Бог с ним встренутся!», - говорят подлесные жители. По­медвежьему хотению и Зима студеная пополам делится: как повернется Медведь в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половина пути до весны осталось.


Мировое дерево - растёт в Рипейских горах (на Кавказе), над Белой Алатырской горой (Эльбрусом), рядом с Бел-горючь камнем, на котором Сварог начертал Истину - законы Прави, управляющие всем миром, и, в первую очередь, Явью - материальным, реальным миром. Здесь выросло Мировое дерево, связующее три основные субстанции Мира: Правь, Явь, Навь. Корни дерева покоятся в Земле, среди них вырыли норы мыши, кроты и змеи; вокруг ствола вьются пчёлы, несущие людям мёд - Сурью. В ветвях поселились Солнце, Месяц и Звёзды, а также свили гнезда соловей, сокол и райские птицы. На ветвях распускаются удивительные цветы, вызревают молодильные яблоки - кто эти золотые яблоки попробует, тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. Разные народы относят к Мировому дереву различные деревья: Вяз (связующий), Вишню (посвященную богу Вишну), Кипарис (дерево смерти), Березу (дерево поэзии) или солнечный Дуб (верх корнями, вниз ветвями), корни которого достигают Солнца, а двенадцать ветвей олицетворяют двенадцать Вед. Все подходы к Мировому дереву стерегут грифоны, змеи-Василиски и горные великаны-Волоты, не подпуская к нему грешных людей. В древнерусской языческой мифологии Мировое дерево - мировая ось, центр мира. Обрядовое Мировое дерево приносилось на свадьбу, а также помещалось в центре стройки. Обрядовым воплощением мирового дерева и сейчас является Рождественская новогодняя ёлка.


Морена (Мара, Мора, Моржана) - богиня, олицетворяющая умирание и воскресение природы, богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти. Вспомните слово «мор». В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы - величиной с ребенка, а иногда в полный рост человека. На него одевают женскую одежду и венок из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения, разрывают на части, сжигают и бросают в воду, дабы избавить себя на ближайшую пору от болезней и от смерти, а так же в честь будущего урожая.


Мороз (Морозко, Тряскун, Студинец) - супруг Зимы, повелитель зимних холодов. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Его помощники - Мороссы и Тряскунцы. Бегают они по полям и улицам и стучат, заставляя промерзлую землю и стволы заледеневших деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит». От его дыхания, производящего сильную стужу, сковываются реки льдами, укрываются поля и леса снежным покрывалом. С ноября по март Морозко такой силой набирается что даже Солнце робеет! На радостях он покрывает оконные стекла изумительными узорами, замораживает снежные горки, ледовые катки, веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними праздниками. Но не всех путников встречает радушно в своих владениях. Он не любит тех, кто дрожит и жалуется на стужу и если уж рассердится - снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьет, под одежду заберётся. Может уши или руки отморозить, а то и насмерть заморозит. Вечно воюет с Весной, сопротивляется ее приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает.


Никола (Микола) - в славянской мифологии обозначение святого Николая (иногда и других святых), восходящих к персонажу языческой эпохи, или название злого духа. Сравните восточно-славянские представления о Николе Дублянском, обитающем в дупле в лесу, о связи Николы с охотой и лешим. На связь с демоническими персонажами указывает так же хромота или слепота (кривизна) Николы. Для позднего пласта восточнославянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Николе (Микулина бородка, бородка Микуле), восходящий к древним представлениям о завивании бороды Велесу. С Велесом Николу связывают также функции покровителя скотоводства и земледелия, хозяина земных вод. В народных верованиях Никола противопоставляется Илье-пророку как милостивый земной святой грозному небесному громовнику (сравните противопоставление громовержца Перуна его земному противнику Велесу в славянской мифологии). Сравните Санта-Клауса (Деда Мороза) и его демоническую свиту.


Обида - черный лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Обида служит Карме - богине печали, богине-плакальщице.


Орей - легендарный прародитель русских людей, отец Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди, поставивших город Киев, «мать городов русских», и положивших начало нашему славянскому Отечеству.
«И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вёл русов, и Щек вел свои племена, а Хорив своих хорват, и шли они из земель тех. И так было внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными, и нажили иные соплеменники богатство великое. И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киев-граду и до Голуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам и также себе. И стали славянами, ибо славили богов. И так мы - от богов внуки Сварога нашего и Дажьбога».
Велесова книга.
Глава первая, дощечка 2 б



Остров Буян - лежит этот мифический остров в тридевятом царстве, за тридевять земель, посреди моря­океана. На нем лежит бел-горюч камень Алатырь. На этом острове сосредоточенны могучие и волшебные силы: лежит громоносный змей, гнездится птица-буря, роятся пчелы-молнии, посылающие на землю медовую влагу дождя; тут обретаются и змея, всем змеям старшая и большая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюет Огненного змея, и птица, всем птицам старшая и большая с медным клювом и железными когтями, и пчелиная матка, всем маткам старшая. От обитателей острова Буяна произошли все земные птицы, насекомые и гады. На этом же острове восседают и дева Зоря, и сам Перун, который гонит в колеснице гром с великим дождем.


Переплут - бог изобилия семян и всходов, потомок бога Симаргла. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга. В поле заморозки отводит, дождь кличет, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. Все лето вокруг сада-огорода мается, ходит, вздыхает, ждет урожая. А уж дождется - завалится за изобильный стол и пирует. Ест без устали, любо-дорого посмотреть. И все на пользу. Да и выпить не против.


Полазник - благодушный, добросклонный божок, приносящий счастье в Новом году. Недаром у поляков до сих пор так называется Рождественская елка. Полазником в древности называли домашнего духа, который укладкою нашептывал домочадцам разные веселые пророчества. Полазник всегда добр, поэтому гадания от его имени веселые и забавные. Верят в него в Сербии и Польше, в Украине и Белоруссии, в Чехии и Болгарии. Полазником называют первого человека, посетившего дом в Новом году. Если Полазник удачливый и обеспеченный человек, год будет счастливым. Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина - женского. На новогодних пиршествах, устроенных в его честь, Полазник произносит заклинание о размножении скота и пополнении семейства с помощью Рождественского полена - бадняка.


Прия - богиня любви, брачного союза и плодородия. В образе Прии слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы. В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с Громовником, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу. Именно поэтому почиталась хозяйками как покровительница огородов. Женщины знали: если угождать Прие - правильно садить, полоть, поливать, прореживать, то есть содержать огород в порядке - она обеспечит к осенне-зимнему столу богатый урожай. Будет чем гостей встретить, да и в семье совет да любовь. Любимое время Прии - осень, когда столы ломятся от овощей, когда играют веселые свадьбы. Корень имени богини сберегся в словах «приязнь», «приятно», «приятель»...


Подаг - бог звероловства. К нему обращались охотники, промышлявшие звероловством и получившие благословение у Зиваны - богини зверей и охоты. Хитрый, но справедливый, он прячет раненных зверей и осиротевших детенышей. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, дружат с Подагом. Он им и зверей подведёт поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет, всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к правильной охоте привадит. Но к браконьерам, к любителям капканов, а так же к тем, кому охота лишь забава - у Подага свой счет: сам ли пойдет на охоту или с товарищами - удачи не будет, возвратится с пустыми руками.


Полевик (Полевой, Житный дед, Жицень, Гречуха) - дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, тогда и можно увидеть этого маленького старичка с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Полевика добряком не назовешь, он любит шутить шутки нехорошие: то с тропы столкнет, то в болото заведет, а уж пьяного пахаря такое заставит наработать что потом хоть топись от стыда. Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин глухой ночью в каком-нубудь дальнем рву приносит в дар Полевику несколько яиц и старого безголосого петуха, притом так, чтобы никто не видел, иначе Он рассердится. На поле землепашцы обычно оставляют несколько сорванных яблок, а на току несколько пригоршней отмолоченного зерна. Несжатые колосья связывают на макушке пучком - это по аналогии с последним снопом «Велесу на бородку». За это ожидают на будущий год хороший урожай.


Припекало - божок любострастия. Почитателей Припекалы немало, хотя они предпочитали держать это в тайне. Особенно много их среди мужчин, хотя женщины так не считают. «Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепчет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнет перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки; в ранние сумерки мужняя жена к заезжему красавцу крадется; мужик место собственной двери, за которой мал-мала меньше, в ставенку молодой вдовы стучится; дед­сто-лет за длинными ножками клюкой постукивает - все это забавы Припекалы, одним словом припекло!
И если Припекало берется за дело - ни матушка, ни тетушка, ни сам Всевышний не в силах помешать ему».
А.Кононенко «Персонажи славянской мифологии»


Пров (Проно) - древний бог правосудия северных славян (от слова «проведать», «прознать»). Его истукан в виде старца в длинных одеждах с большим числом складок и цепями на груди возвышался на дубовом столбе, держа в одной руке камень как символ преступления, а в другой копье - знак неотвратимого наказания. В складках одежды - тайны мудрых решений, которые принимает Пров и предугадать их никому не дано. Цепь, которую Пров носит вечно, - символ последовательности и завершенности каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Голову его обвивал венок, из под которого высовывались длинные уши - знак того, что от Прова ничего невозможно скрыть. Вокруг истукана стояло неисчислимое количество двух -, трех -и четырехликих идолов, каторые должны были следить за теми, кто нарушает закон. Перед идолом был воздвигнут жертвенник, служил Прову волхв, который передавал собравшимся волю бога. Но если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет и его.


Прок - славянский Меркурий, который покровительствовал мореплавателям и торговцам, охотникам и землепашцам, кузнецам и пекарям - всем, кто неустанным трудом содействует процветанию своего дела, своей семьи, преумножает свои богатства. Память об этом боге сметливых, деловых и предприимчивых людей сохранилась в нашем языке и по сей день. «Проку нет», или «не впрок», - говорим мы, сами порою не зная, что вспоминаем этого умного, хитрого, пронырливого бога, покровительствующего не только деловым людям, но также мошенникам и обманщикам. Хотя очень скоро от них отступался, предпочитая честно заработанные богатства. От таких людей он и жертвы охотнее принимал. «Прок - остаток»; «Овы изсекоша, а другые изымаша, а Прок ихъ отбегоша». (Новгородская летопись).


Ржаница - дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще Ржаницы устраивают прожины - дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края поля до другого, по которым все колосья срезаны. Сколько раз за последние годы мы слышим и видим сообщения об удивительных геометрических рисунках на злаковых полях. Чаще всего нас пытаются уверить, что это проделки инопланетян. Не проще ли списать эти рисунки на злостные проделки Ржаниц? «...Где ведуны с ворожеями Чаруют знаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.»
А.А. Блок «Русь»

Валентин Барсков

Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook


На главную

Вернуться к списку статей

Написать отзыв