На главную Статьи Книги Гостевая Для авторов

 

Чудесная вера славян. Часть 3


Числобог - славяне почитали его как протравителя течения времени. Было у него два лица: одно подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а месяц - ночи. Жрецы Числобога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Они содержали в порядке большие солнечные лунные часы, которые были посвящены загадочному Числобогу.
«И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
Быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает, поскольку он явьський,
Он сам в божьем дне.
В ночи ж некого нет,
Лишь бог Дид - Дуб - Сноп нашь."
Книга Велеса. 2 - 11 б.


Перед храмом Числобога высаживали множество разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разные время суток. Узнать, который час, можно было, поглядев на эти удивительные цветочные часы, равных которым не создано до сих пор.


Ярило (Яр - тур - хмель) - обаятельное славянское божество, вобравшие в себя все, что передает животворящему лету весна. Ярилин праздник - Ярилка - 4 июня начинался тем, что хоровод девушек выбирал прекрасного юношу, наряжали его в белую епанчу, на голове - венок из цветов, в левой руке - пучок начинающей колосится ржи. С босыми ногами на белом коне его возили по полям и лугам, ибо где Ярила пройдет, будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того разгорится в сердце любовь. "Свет и сила, Бог Ярила, Красно Солнце наше! Нет тебя в мире краше" А.Н. Островский "Снегурочка" Проводы Ярилы - одновременно и проводы весны. Радимичи, вятичи, древляне и северяне «умыкаху жены себе» - по времени совпадали с гульбищами в честь веселого Ярилы. На Ярилиной неделе (Зеленые святки) особую неотразимую силу имели любовные заговоры - на присуху, на зазнобу, на разгару... Так же считалось, что в эти дни Ярило и другие божества мужского имени выполняли свою миссию, ибо брошенное в землю зерно уже проросло, дало всходы и поэтому Ярило, Купало могут и должны умереть до следующей весны.


Яровит (Горевит) - бог войны у балтийских славян. Его атрибутами были золотой щит и шлем. У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел. Люди считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник. Еще Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Крестьяне считали, что это бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым, примет жертву, услышит обращение людей - осенью будет хороший урожай. «Боги мало помалу унизились до человеческих нужд, забот и увлечений и с высоты воздушных пространств стали низводиться на землю, на это широкое поприще народных подвигов и занятий». А.Н. Афанасьев


Бадняк - рождественский персонаж славянских племен, воплощенный в новогоднем полене, дубовом обрубке, сжигаемом в печи, в пламя которой бросали деньги, сыпали хлебные зерна, муку и соль, лили вино и масло. С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни, посетившие дом в прошлом году, все злые мысли, все неисполнившиеся желания. При этом молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергою по горящему полену, они приговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!». Головней окуривали ульи, а золой посыпали поля, что способствовало размножению пчел и оплодотворению почвы.


Белун - по белорусским поверьям дух жатвы, помогает жать. Появляется в образе старика, в белых одеждах со светлой бородой. Очень старый, немножко глухой. Любит солнце, без него темно в лесу. Белун выводит заблудившихся из леса. Ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчелы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут. Белун - старик добрый. С рассветом рано отправляется в поле, ходит все утро по росистой меже, охраняет каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара - опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. Труженика-хлебороба, кто ему верно служит, награждает Белун золотом (золотым зерном урожая, полновесными сотами золотого мёда).


Божич - рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ Божича - золоторогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла. Умирает в огне Бодняк (старый год), а Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновленное солнце, предвещающее весеннее омоложение природы.


Бор (Святобор) - бог лесов, покровитель охоты. Иногда он может подшутить над человеком, пуская по лесу эхо, но если разозлится - мучает, сбивает человека с пути. Лешие - его слуги, они в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин! Ростом он выше самой высокой сосны, могучее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее ивовых кос, борода гуще меха. Носит он плащ и шапку из хвои. Бор обозревает разом все свои владения и днём и ночью - мелькающие в ночной темноте светлячки и есть очи Бора.


Времена года. Они представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с неба на землю и устанавливают на ней своё владычество. По указанию старинных пасхалий (календарей), «весна наречётся, яко дева, украшена красотою и добротою, сияюще чудно и преславне... Лето же нарицается муж тих, богат и красен, питая многи человеки и смотря о своем дому, и любя дело прилежно, и без лености возростая заутра до вечера и делая без покоя. Осень подобна жене уже старе и богате и многочадне; иногда печальна от скудости плод земных и глада человеком, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем, и тихо и безмятежна. Зима же подобна мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостиве; егда милует, но и тогда казнит; егда добра, но и тогда знобит, подобна трясавице, и гладом морит, и мучит грех ради наших». Более наглядное олицетворение времён года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето - Цеця, осень - Жицень, Зиму - Зязя. Автору книги времена года представляются хороводом прекрасных женщин, сменяющих друг друга в вечном круговороте Природы.


Герман (Джерман) - мифологический персонаж, божество плодородия у южных славян. Во время засухи лепили глиняную куклу с подчеркнутыми мужскими признаками и хоронили его на песчаном берегу реки заклинаниями вызова плодородного дождя, хозяином которого представлялся Герман. В иных общинах божества с иными прозвищами.


Дабог - мифологизированный образ земного царя в южнославянской мифологии, как и Дажбог у восточных славян. Дабог - дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. Высокие, недоступные горы, куда не мог ступить человек, внушали ему ужас и происходящие явления. Легче всего было бы объяснить их действиями могучих сил, якобы обитающих на вершинах гор под облаками.


Дрема - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, подправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен, и если не уделяет кому-либо внимание, то подкрадывается Бессонница.
"Люлю, Дрема пришла,
По-под зыбочку брела,
К Саше в люлечку легла,
Сашу ручкой обняла,
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе прейди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми."
Колыбельная песня




Живот - жизнедеятель, сохранитель жизни, животодавц. Особо почитался у полянских славян как божество первостатейное и имел свои храмы. Упоминание о нём сохранилось в польских древностях как понятие о боге - лекаре. Но точнее было бы дать ему функции хранителя живота (жизни), дающего жизнь. Позднее приобрёл имя Жива (Живана).


Дидилия - богиня женского плодородия. Ей поклонялись все бесплодные женщины, а особенно беременные женщины. Дидилия покровительствовала благополучным родам и воспитанию младенцев. Статуя этой богини представляла собой молодую, прекрасную, цветущую женщину, увенчанную драгоценными камнями. Одна ладонь у неё была сжата, что знаменовалось трудностью родов, а другая разжата, это означало благополучное разрешение. Наизнатнейший храм Дидилии был в Киеве. Богине жертвовали цветы, плоды и новорождённых ягнят, телят, поросят, причём их никогда не убивали, а через некоторое время по воле Дидилии, извещённые жрецами, отдавали бедным.


Доля - дух-покровитель человека, дает богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нету: болото, реки, леса, горы - доля в миг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, пьяниц и прочих бездельников. Хотя дружбу заводит с каждым - потом разберётся и от плохого, злого человека уйдет.


Дзевко-Купало - у белорусов до сих пор существует древний языческий обычай: с рассветом Иванова дня крестьяне выбирают самую красивую девушку обнажают ее и укутывают с ног до головы гирляндами из цветов. Затем отправляются в лес, где Дзевко-Купало (так называют избранницу) раздает своим подругам заранее приготовленные венки. К этому она приступает с завязанными глазами, в то время как вокруг нее движется веселый девичий хоровод. Смотря по тому, какой венок кому достанется, заключается будущая судьба: свежий венок сулит богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой увядший - бедность и несчастливый брак.


Детинец - это жертва, которую славяне, как и прочие народы, приносили при основании своих новых городов. По опустошении города Славянска язвою, славяне задунайские нашли его развалины и решили на них построить новый город. Старейшины собрались на обсуждение вопросов о закладке и названии города - какое дать ему имя. Один из старейшин предложил выслать на рассвете послов на подходы к городу и первого встречного положить в основание города, который и назовется именем его. На другое утро первым попавшимся им в руки был юноша. С ним-то и возвратились они в город и представили встречного собранию. Тотчас решено было зарыть юношу под городской стеною и дать городу­детинцу его имя.


День и Ночь. День - первоначальное верховное божество света - Солнце, Ночь - божество мрака. Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. У славян День и Ночь олицетворялись как брат и сестра, но несмотря на родство, в которое ставят фантазии День и Ночь, они в преданиях, как и в самой природе, друг другу враждебны; народная загадка называет их раздоленками: «Двое стоячих (небо и земля), двое и ходячих (солнце и месяц), да два раздроника (день и ночь)». Ещё прямее это выражено в следующей загадке, занесённой в одну старинную рукопись: «Кои два супостата препираются? -День и Ночь». Другая загадка, означающая «Ночь и День», выражает свою мысль так: «Сестра к брату в гости идет, а брат от сестры в лес прячется».


Зевана (Зевония) - богиня зверей и охоты, так же как и Подаг - бог звероловства. Она была весьма чтима славянями, живущими среди лесов, и другими народами, промышляющими звероловством: векши (беличьи шкурки) и куницы употреблялись не только для одежды, но при товарообмене считались вместо денег. Зевана облачалась в богатую кунью шубу, отороченую белкою, а панчей служила медвежья шкура, шапкою - голова зверя. В руках Зевана держала натянутый лук и нож, в ногах стоял капкан и рогатенный, с которыми выходят во время охоты на медведя. Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а в благодарность преподносит часть своей добычи.


Зибог - бог земли, наделен огромной силой. Он творец и созидатель: поднимает землю в одном месте - встают горы и холмы; опускает - плещутся моря и океаны; провел борозды могучими пальцами - потекли реки; мизинчиком коснулся земли - озера заплескались. Хранит Зибог землю, но ежели рассердят его люди - устроит землетрясения, извержение вулканов, обрушит на берег огромные волны - цунами. Могуч Зибог, брови косматые, борода развевается по ветру - лучше его не злить.


Зима - время года, которое представлении славян всегда было одушевлённым: вспомните Снежную Королеву, одетую в белоснежную душегрейку в сверкании снежинок, инея и сугробов. С ноября по март разъезжает по горам и долам, дышит на все живое леденящим дыханием, что даже нечисть и все духи тьмы торопятся укрыться подальше и поглубже. Метели, вьюги, снежные вихри, бураны - её слуги. Но дарит зима и веселые праздники: Новый год, Рождество, Крещение и святки. Однако со временем зима стареет и жди от нее пакости, вроде эпидемии гриппа, визитов Коровьей смерти и злобных сестер лихоманок-лихорадок. К концу марта Зима обращается в уродливую зловредную старуху, и мы ждем пробуждения и расцвета проснувшейся земли.


Золотая Баба - древняя богиня тишины и покоя, помогающая при родах. Имя «Золотой» богиня получила от позолоченного истукана, стоявшего на берегу реки Оби. Она держала на руках ребенка, который почитался внуком, другого она держала за руку. Отсюда и название баба-бабушка. Вокруг изваяния лежало множество музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, уверяя народ, что изваяние звучит само по себе, отчего она почиталась доброй предсказательницей. В смутные времена испрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов. Она почиталась как Матерью богов, покровительницей бабок-повитух, помогающим молодухам разродиться. В жертву ей приносили куниц и соболей, и одевали её в соболиный наряд. Почитание Золотой Бабы было так велико, что даже иноземные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие драгоценные вещи, ибо пренебрегший пожертвованием обязательно заблудится на пути своём.


Ипабог - покровитель охоты, он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом: бьет зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же человек в его владениях ведет себя негоже - не будет ему удачи: зверь убежит, оружие придет в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог не злой, он покровительствует также и животным: самку с детёнышем убережет, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет. В легких светлых одеждах, на которых изборажены сцены охоты. Его оружие лук и стрелы.


Каравай (Коровай) - обрядовый круглый хлеб с украшениями, и в то же время - мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление Каравая было связано со множеством ритуальных действий, длившихся несколько дней при участии особенных жрецов (даже в 16-17 веках были специальные придворные "Каравайчата"). Использовались архаические орудия, обрядовые жернова. В украинских названиях отражается связь каравая с богом: дивень, дивный Каравай, божий Каравай. Пекари во время приготовления просят бога спустится с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. В белорусской обрядовой поэзии Каравай отождествляется с солнцем и месяцем: Каравай, вернувшийся с неба видел там месяц с зарей и звезды. Настоящий обрядовый Каравай украшался исконными символами: изображениями мирового дерева, фигурками птиц и животных.


Китеж (Китеж-град) - в русских легендах город (монастырь), чудесно спасшийся от завоевателей во время татаро-монгольского нашествия 13 века. При приближении Батыя Китяж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр (или Святое). Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших уйти в Китеж и писать оттуда письма, о колокольном звоне, который можно было слышать на берегу озера Китеж. Считалось, что город населён праведниками, последователями старой веры, нечестивцы туда не допускались, и в городе царила социальная справедливость.


Кукер (Кукувец, Джамалар) - дух плодородия у южных славян. Во время весенних игрищ Кукера изображал мужчина, одетый в шкуру козла с большим деревянным фаллосом. В хороводе происходит брак Кукера с одной из девушек, которая затем показывалась беременной и симулировала роды. Совершаются ритуальные пахота и сев, иногда Кукер производит физиологические действия с Землёй, подразумевая её оплодотворение.


Коструб (Кострубонька) - в восточной славянской мифологии - воплощение плодородия, как бы кострома мужского рода. Его изображали в виде соломенного чучела с подчеркнутыми атрибутами пола (реже женщины). Кострубатый - неряшливый, неприглаженный, неаккуратный, косматый... Ритуальные похороны Кострубоньки знаменовали переход к весеннему циклу. Хоронили его в первый понедельник Петровок. Чучело сжигали или топили в реке, сопровождая действие веселыми песнями и хороводами, обращаясь к Земле и Солнцу, с вечными просьбами о хлебе насущном. Помер, помер Кострубонька, Сизый милый голубонько.


Ледащий (Лядащий) - дух соломы, весь опухший ото сна, с соломой в голове. Его никто не видел, только слышали, как он зевает. Многие из славянских духов зимою спят. Ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки - Весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждёт конца лета, что бы опять уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи или зевоту, а живого существа нет - это Ледащий, бес соломы.


Матохи (Мехи, Махи) - духи, производящие всякого рода беспокойства в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие пакости: толкнуть хозяйку под руку, когда она вынимает из печи горячие щи, или отвлечь, когда закипает молоко, чтобы оно убежало по всей кухне... А уж девиц, которые вдергивают в иглу слишком длинную нитку, матохи нипочём в покое не оставят, пока всю нитку не запутают, не изорвут: лентяек они не любят, сказано же «длинная нитка - ленивая девка». До сих пор говоря слова «суматоха», «помехи», «промахи», мы невольно вспоминаем этих духов - мелких домашних пакостников.


Марцана - богиня смерти и всех живущих существ, кроме человека: её жертвы доставляют богатые плоды охоты, рыбалки, звероловства. Её старший брат - бог звероловства Подаг, а старшая сестра - богиня зверей и охоты Зевана.


Индрик-зверь - всем зверям царь, прародитель всех зверей. Ходит он по поднебесью. Когда Индрик-зверь разыграется, вся вселенная «всколыбается»! От его чудодейных копыт произошли все на земле овраги, котлованы и пади, которые потом заполнились водою. В засуху его призывали подать воду в колодцы и водоемы, напоить траву и деревья, сберечь урожай. В этом сказочном звере легко узнать Единорога - загадочного существа, с именем которого связывалась мысль о сверхъестественной силе и мудрости. Ещё в 17 ст. рогу этой «матери всех зверей» приписывались целебные свойства. И уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович по свидетельству дворцовых книг 1655 г. соглашался за три таких рога заплатить 10 тыс. рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Русские люди того времени были убеждены в целительных свойствах рога Индрик-зверя, дающих человеку уверенность в цветущем здоровье и долголетии.


Комоедицы - праздник пробуждения медведя (медвежьи пляски). Восточнославянский праздник, носящий точно такое же название, как и архаичный греческий медвежий праздник Комоедицы (Комедия). Белорусы в середине 19 века, не считаясь с тем, что Комоедицы могли прийти на Великий пост, справляли праздник ритуальными плясками в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом верх тулупах. Ряженье в звериные маски (медведя, тура) и вывороченные тулупы производилось дважды в год - на зимние святки и на масленицу. Оба срока связаны с солнечными фазами - зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, 24 марта (Масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места по церковным календарям). Дохристианская масленица совпадала с архаичными Комоедицами - праздником пробуждения Медведя - началом Весны. В этот день, после исполнения ритуальных плясок, на кострах готовили жертвенную пищу и пили мёды, пели шутливые песни-гимны Медведю.


Кострома - в восточнославянской мифологии - воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводов Весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белую простыню, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом, ритуал символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов день - первый понедельник после Троицы.


Коляда - богиня торжеств и мира, которую древние славяне чествовали 24 декабря. Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого, а как божество, причем одно из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда праздновалась славянами за божество веселья, потому­то ее и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Молодежь рядилась в животных, воплощающих плодородие, и с песнями-"колядками" ходили по дворах, славили хозяев выпрашивая у них подарки - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай назывались Колядой.

Валентин Барсков

Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook


На главную

Вернуться к списку статей

Написать отзыв