На главную Статьи Книги Гостевая Для авторов

 

Чудесная вера славян. Часть 2


Перун - бог Громовержец – одно из главнейших верховных божеств Киевской Руси. При скреплении клятвой договоров с Византией в 907 – 911 г., производимых в самом Царьграде, русские мужи клялись оружием и Перуном. В 945 г. клятва скреплялась в церкви Ильи на Подоле и на холме Перуна в Киеве. Присяга 941 г. скреплялась клятвами Перуна и Велеса. Когда Великий князь Владимир, ревностный почитатель Перуна, во время языческой реформы в 980 году создавал пантеон главных богов на княжеском дворе перед теремным дворцом на берегу Бориччева ручья, в центре капища приказал воздвигнуть изображение главного кумира князей Рюриковичей – бога Перуна в окружении верховных божеств. «Володимер… постави кумиры на хълме… Перуна деревяна , а главу его съребряну, а ус злат». Тоже он приказал своему дяде Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, соорудить изображение сего кумира на береге реки Волхов, подтвердив тем самим статус верховного божества на всей Руси. Перун – сравнительно молодое верховное божество славян, это бог княжеско – дружинных социальных верхов, прямо связанный с рождением государственности. В княжеском пантеоне Перун – главенствующий бог, русский Зевс–громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы 6 века нашей эры и в процессе создания государственности Киевской Руси 9 – 10 веков как покровитель воинов, оружия, воин.


В сознании русичей Перун представлялся не только покровителем дружины, но и божеством грозы, грома, небесного огня. Перун был богом одних русичей и не являлся результатом заимствования у варягов. Культ Перуна засвидетельствован у южных славян, у полабских славян. Четверг – «Перунов день». День Юпитера, день Тора - дни Громовержцев есть в Европейских системах. Общеизвестно, что славянский Перун тождественен по смыслу литовско-латышскому Перкунису ­ Перконису, а также индийскому Парджайнье и кельтскому Perkunio… В христианское время Перун был прочно заслонен пророком Ильей, ездящим по небу в огненной колеснице. Судя по тому, что Ильин день (20 июля) очень торжественно праздновался по всей России, и праздновался со всеми признаками древнего языческого культа, надо полагать, что именно этот грозовой день и был исконным днем громовержца Перуна. Во многих северных губерниях России к Ильину дню специально «всем миром» выкармливали быка, которого и закалывали в день Праздника. Подготовка к Ильину дню велась целую неделю, носившую название Ильинской. Летопись свидетельствует также и об уникальном случае человеческого жертвоприношения Владимиром Святославичем в 983 году. За неделю до Перунова дня в Киеве начали готовиться к мрачному жертвоприношению: «Мечем жребий на отрока и девицу: на него же надеть - того зарежем богом…». Жребий пал на варяга–христианина Федора, который сопротивлялся обряду, но был убит. Церковь празднует его память 12 июля.


Погода - бог ясных дней, провозвестник весны, муж Зимцерлы - богини утренней зори, антипод Повезду - богу бурь и непогод. Светлолиций, ясноокий, безбородый, веселый нравом. Но если поссорится с женой, ходит хмурый, оттого и дни пасмурные, дождливые: Зимцерла слезы льет. А когда ссора серьезная - ненастье, гроза. Проходит гнев, мирится Погода с супругой и снова дни ясные и пригожие, цветы распускаются, поднимается настроение у людей. Мы спрашиваем: «Какая будет погода?», а надо бы: «Каким будет Погода?».


Позвезд (Посвист, Похвист, Вихорь) - свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвезду тряхнуть волосами, как на землю валил град, вместо плаща взвивались за ним ветры, а с одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум, вой и свист и ничто - ни люди, ни столетние деревья, ни постройки, ни горные кряжи - не могли устоять перед его стремительностью и натиском. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор, однако неподалеку от Киева в чистом поле ему был воздвигнут храм. Позвезда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен, так что иногда он мог смилостивиться над людьми и уступить без борьбы своему брату Догоде.


Полеля - второй сын богини любви Лады, младший брат Леля. Само имя его означает «следующий по Леле», ибо брак всегда следует за любовью, венчает её: Полеля бог брака, славянский Гименей, древнейшее и наиболее чтимое нашими предками божество. Его свирель и песни звучат для двоих любящих сердец на весёлых свадьбах. Облаченный в дорогие златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодожёнам такой же венок и рог, в котором всегда пенилось вино, столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.


Поревит - бог войны. Изображался с пятью лицами. Многоликость обозначала силу и непобедимость. Оборонятся от него трудно - всякую брешь найдет; одолеть его невозможно - с какой стороны ни подойди, все видит. Умиротворен это бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго, проходит время и снова Поревит требует жертву, и снова племя идет на племя, восхваляя своего бога. Поскольку каждое племя было заинтересовано в том, чтобы его вождь был самым лучшим, то оно было заинтересовано и в том, чтобы верить (а оно и верило) в то, что его бог - самый могущественный. А отсюда и множественность воинственных богов.


Правь - это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, то есть в первую очередь - явью. Вместе с тем, Правь это будущее, грядущее, предстоящее. Бог - творец мира, признавался единой, всемогущей сущностью. У древних русов имелись и второстепенные боги и божки, отражавшие многообразие сил природы. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - Бог, другие боги и божки были только отражением этой силы. Бог назывался так же Триглав-Единый Бог, но в трех лицах именно Перун, Сварог и Световид.


Радегаст (Радигаст, Ратный гость) - божество бранной славы и войны северных славян (оботритов, моравцев, словаков и других прибалтийских племен). Город Ретро, где стоял его храм, был окружен священным дремучим лесом, озёрами и рвом, и хоть имел девять ворот - входить разрешалось только через одни, к котором вел подвесной мост. Изображали Радегаста вооруженным с головы до ног, с боевой секирою, в шлеме, на котором распростер крылья орел - символ славы, и с бычьей головой на щите - знаком отваги. В храме Радегаста всегда держали самых лучших коней, ибо воину без коня никак нельзя. Почитатели и жрецы Радегаста верили, что бог ездит по ночам верхом, и если поутру увидели, что какой-то конь утомлен более прочих, то догадывались, что Радегаст выбрал именно его для своих поездок. Божественного избранника отныне поили чистейшей водою, кормили отборным зерном и увенчивали цветами. Некогда Радегасту была принесена в жертву голова епископа Макленбурского Иоанна, желавшего обратить славян-язычников в христианство.


Рожаницы - дочери бога Рода. В незапямятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий : Большой Медведицы (древнерусское название Лось) и Малой. Их так себе и приставляли: женщинами-лосихами. Судя по всему, старшую из них - мать - звали Ладой, а младшую дочь - Леля. В песнях они до сих пор упоминаются как покровительницы весеннего возрождения природы, полевых работ, вызревания урожая. Однако Рожаницы - это еще и древнейшие божества судьбы человеческой. Они присутствуют при рождении человека и определяют его судьбу. Едва ребенок появляется на свет, в небе загорается его Звезда - она и есть Рожаница. Умрет человек - Звезда скатится с небосвода... Но пока он жив, Рожаница незримо сопровождает его по жизни. И хорошо, если Рожаница вспыхнула в добрую минуту. До сих пор говорят: «Он родился под счастливой звездой!» или обреченно говорят: «Он под несчастливою звездою родился!». В этом Рожаницы как бы связазаны с Долей и Недолей.


Род - первейший славянский бог, творец, родитель Вселенной, давший жизнь всему живому, видимому и невидимому, это отец и мать всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Глиняные, деревянные и каменные изображения, охранные талисманы этого бога до сих пор находят при раскопках, ибо славяне хранили его дома в переднем углу на божницах (тяблах) и после каждой трапезы оставляли ему еду в мисках или иной посуде. Считалось, что при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода, и «что кому на роду написано, тому того не миновать!». Культ этого бога после введения христианства был забыт и утрачен, как и большинство других божеств.


Руевит (Ругевит) - суровый бог неотвратимой победы, беспощадности к врагам. Идол этого бога стоял на острове Рюген (в городе Карензе), сделан был из огромного дуба и представлял собою чудовищного великана с семью личинами, которые исходили из одной шеи и соединялись под одним огромным шлемом. На его поясе висели семь мечей в ножнах, а восьмой меч, обоюдоострый, он держал в правой руке всегда готовой к бою. Храма не было, идол стоял внутри шатра из пурпурных тканей (дом воина не храм, а походный шатёр). Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на «лодиях». Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних означала всемогущество и неуязвимость. Почитатели Руевита верили, что если сыщется силач, который сможет вырвать из руки бога меч, славяне будут побеждены своими врагами. Но и по сию пору не отыскалось такого богатыря, а потому славянские племена непобедимы!


Сварог - в древнерусской языческой мифологии Бог Огня. Название его происходит от санскритского Sur - блистать, через поднятие звука r - в ar явилась форма suar = svar - небо (т. е. светлые, блестящее), и в более тесном смысле - Зодиак, солнечный путь. С приставкой в конце ga (идущий, движущийся) образовалось слово svarga - небо подвижное, ходячее, облачное (небесное царство богов) в котором царствует громовник Индра.. В его лице в дохристианской Руси поклонялись Огню. В языческих представлениях Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу, рождающее Даждьбога, родоночальника русских. В Ипатьевской летописи (1114 г.) говорится: «Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царства сънь его именемъ Солнце, его же наричают Дажбогъ...»

Павел Мацкевич «Толковый словарь славянских, древнерусских и византийских терминов» Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов, бог небесного огня, отец Даждьбога и всех основных славянских богов, оттого и зовутся они Сварожичами. Сварог сбросил на землю с неба кузнечные клещи, молот и наковальню. Закончился каменный век и начался век железный, люди научились плавить и ковать железо, потому считается Сварог также покровителем кузнецов. Сварог разбивал лучами-стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров.


Светила - солнце, месяц и звезды - были первыми божествами древних славян. В народных сказах к ним обращаются герои в трудные минуты жизни. Божество дня, сострадая несчастным, помогает им. Солнце и Месяц представлялись как сестра и брат или как супруги. По славянским преданиям, от божественной четы Солнца и Месяца родились Звезды. Названия, передаваемые Месяцу и Звездам, также колебались между мужским и женским родом как и названия Солнца. В наших сказках царь Солнце владеет двенадцатью царствами (указание на 12 месяцев в году или на 12 знаков зодиака); сам он живет в Солнце, а сыновья его в звездах; всем им прислуживают солнцевы девы - Зоря Утреняя и Заря Вечерняя, умывают Солнце и расчесывают его золотые кудри (лучи), то есть разгоняя тучи и проливая дождь, они прочищают лик дневного светила, дают ему ясность. А также они метут двор Месяца, то есть разметают вихрем темнеющие его облака. Обладая бессмертным напитком (живою водою от дождя), солнцевы девы сами представляются вечно прекрасными и никогда не стареющими.


Святовид (Световид, Свентовит) - верховный бог славян вандалов, богемцев и пафлагонян, считался богом сияния и войны. Название его означает: святой свет, всевидящий. Идол Святовида стоял в святилище в городе Арконе на острове Рюген. Уничтожен датчанами 15 июня 1168 года (хотя до этого король датский Свен Отто пожертвовал ему золотую чашу высокой работы). Датский хронист Саксон Грамматик (1140 - 1208) оставил для нас описание храма Святовида: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир». Возможно, по жребию приносили в жертву и христиан Святовиду в Арконе. Павел Мацкевич «Толковый словарь славянских, древнерусских и византийских терминов»: Святовид - бог солнца, войны и победы у западных славян, божество, тождественное Роду и Сварогу: это только различные названия одного и того же высочайшего существа. В богатом Арконском храме стоял огромный идол Святовида, выше человеческого роста, четырехголовый, с огромным мечом и турьим рогом, наполненным вином. При храме находился белый конь, на котором он выезжал по ночам. Поездки на коне и битвы с вражьими силами - поэтическая картина бурно несущейся грозы. Святовид выезжает во мраке ночеподобных туч, сражается с демонами тьмы, разит их молниями и проливает на землю дождь.

Святовид признавался также богом плодородия, по его рогу, наполненому вином (вино - символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистою силою, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появление грозовых облаков и дождевых ливней - назван святой или светлой неделею. Святовид почитался у славян оракулом, пророком. Когда думали начать войну, то втыкали в землю перед храмом три пары копий, жрец подводил к ним коня Святовида, и если он начинал перешагивать через них с правой ноги, это служило добрым предзнаменованиям. Ежегодно после жатвы и первого сбора плодов проводился праздник, учрежденный в честь Святовида. Из рога выливалось старое вино - предзнаменование благословенной жатвы на будущий год, и рог наполнялся новым вином. Каждый год также приносили в жертву Святовиду пирог огромной величины, такой, что за ним мог укрыться главный жрец. После чего начинали пировать и почитали за грех, если кто не хотел много пить и есть на славу главного божества.


Семаргл (Симаргл) - бог семян, ростков, корней, охранитель растений и зелени. Представляется крылатым псом, который сторожит посевы, под его опекой происходит проростание. Еще он обладает благой и демонической натурой, посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Имеет способность исцелять, ибо он принес с неба на землю побег древа жизни. Бог Пантеона князя Владимира, его день суббота. Позднее Семаргл был вытеснен другим божеством - Переплутом - богом изобилия семян и всходов. Разные источники и авторы по разному трактуют название и предназначение этого божества. Александр Асов: "В начале времен, когда Сварог ударил молотом по бел-горючь камню Алатерю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл. Светозарный бог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался выжженый след... Бог Луны и Огня, Бог огненных жертвоприношений и домашнего очага, Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечем - он не пускает в мир зло". ("Златая цепь. Мифы и лигенды древних славян"). Александра Баженова: «Восходил к берегиням древний Семаргл - священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы. Семаргл - как бог, - олицетворение вооруженного (воинственного) добра. Позже Семаргла стали называть Переплутом, возможно потому, что он был больше связан с охраной корней растений. Культ Переплута справлялся в русальную неделю. А семена и посевы стали оберегать Ярей и Обелуха». («Солнечные боги славян»).
Семья Кононенко: «Семаргл - бог семян, ростков, корней растений, охранитель растений и зелени. Представляется крылатым псом, который сторожит посевы, под его опекой происходит прорастание. Еще он обладает и демонической натурой, посланец с небес, посредник между богами неба и духами земли. Имеет способность исцелять, ибо он принёс с неба на землю пробег жизни». («Персонажи славянской мифологии»).
Елена Гришко и Юрий Медведев: «Семаргл - божество древних славян, коему, как и прочим, приносили они жертвы и имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей. Кроме того, он - покровитель приношений в жертву огню и в этом смысле - посредник между бессмертными богами и простыми людьми». («Словарь славянской мифологии»).
Борис Рыбаков: «Симаргл (Съмаръгл). Божество семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Расшифровывается благодаря обращению к индо-иранской мифологии («Ригведа», «Авеста»): Сайна-мрига - Симург - собака-птица. В дальнейшем имя Семаргла заменилось именем Переплута («обогащающего»), родственного литовскому Пергрубию («размножающему растения»). В этнографических сборах ему, по всей видимости, соответствует Ярила, а так же известный у западных славян в средние века Яровит (Hierovitus). Возможно, что в связи с ипостасями Симурга-Семаргла следует начать поиск в изобразительном искусстве не только собако-птиц с двумя лапами и крыльями, но и иных фантастических животных (химер), близких к грифонам, которых называли «собаками Зевса». («Рождение богов и богинь»).

Вот примеры : Сфинкс. Инкрустированная пластинка из слоновой кости, из гробницы 79 некрополя Саламина. 7 в до н. э. Грифон (Гриф). В греческой мифологии чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев (Геродот 4 в. до н. э.) Рис. Грифон. Фрагмент чернофигурного кратера Клития (ваза Фрацуа) 2 четверть 6 в. до н. э. Флоренция. Археологический музей. Сэнмурв. Симург. Семаргл. Серебряный кувшин Иранской работы 6 в. н. э. Санкт -Петербургский Эрмитаж. Семаргл. (Бог растительности и корней Переплут). Браслет из старой Рязани. 12 Жертвоприношение Семарглу. Браслет из Тверского клада 12-13 вв н. э. Трипольские сосуды. (Энеолит). Изображение собак, охраняющих молодые ростки. Семаргл. Браслет из Старо-Рязанского клада. 13 в н. э. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающее и кувыркающиеся (как бы летящие) вокруг молодых растений. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом.


Сильнобог - этот бог был в большом почитании наших предков, высоко ценивших силу во всех ее проявлениях. Сильнобог покровительствовал крепким ударам, ловкости, военным игрищам, кулачным боям и даже к драчунам был весьма снисходителен. Великаны-Волоты - его верные друзья и слуги. В святилище бога стояла огромная статуя мужа бога, который в одной руке держал копье, а другую руку сжимал в устрашающий кулак размером с медвежью голову. Его почитатели всячески пытались нарастить себе такие же кулаки и мускулы, но это удавалось только богатырским сынам Руси.


Стрибог (Старый бог) - почитаемый древними русами бог ветров, воздушных стихий, древнее божество неба и Вселенной, Верховный царь ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злых замыслов. Дышит ровно и шумно, гуляет по морским просторам. А если прогневается - загудит, завоет, тучи соберёт, волны поднимет, корабли на берег выбросит. Стрибог преодолевает все преграды, ветры - его внуки. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира. Главные храмы Стрибогу так же находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли и приносили богатые дары. По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода. Стрибог являлся по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями, помогал Перуну в его борьбе со Скипиром-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем. Много сыновей и внуков имел Стрибог. Ими были ветры - Посвист, Подага, Погода, Сиверко, Южный, Западный и Восточный. Посвист - старший ветер, бог бури, живет в горах на севере. Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустынях на юге. Погода - теплый, легкий ветерок, бог приятной погоды. Сиверко несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет. Южный - имеет горячий нрав, несет с собой тепло и запахи юга. Западный ветер - настоящий европеец, немного суховат, бывает и сердит, но, впрочем, добрый малый. Восточный - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный. В полдень и в полночь часто резвятся внучата Стрибога - ветры Полуденник и Полуночник. Да и в каждом крае, чуть ли не на каждой горке живет многочисленное потомство Бога ветров.


Чернобог - ужасное, злое божество древних славян - противник Белбога. Олицетворял ужас ночи, темных туч, ледовых стужей зимы, управляет эпидемиями, голодом. Что бы умилостивить это страшное божество, приносили ему кровавые жертвы: коней, пленников и рабов, а иногда, в лихую годину, бросали жребий и среди соплеменников, чтобы новой кровью улестить грозное чудище. Но хоть и мог он отвратить, воины молились ему не из благодарности и любви, а лишь из страха. Идол Чернобога обычно делался из огромного, выгоревшего и пустого внутри дуба, в виде огромного льва или иного страшного чудища. Когда возникала необходимость обращаться к Чернобогу, верховный жрец тайком запирался внутри истукана и отвечал на мольбы как бы голосом божества, а когда весьма осторожно выходил из чрева, то внутри возжигался огонь из заранее приготовленного горючего материала, чтобы тем доказать, будто бы в истукане никого не было. Чернобог, место жительства которого есть ад, вечно сражается с Белбогом, но победить они друг друга они не могут - сменяя друг друга, день и ночь олицетворяют этих божеств.


Хорс (Хрос) - в древнерусской языческой мифологии бог света, солнечного диска, око неба, ласковый и добрый бог, который всем отдает свое тепло. На идолах бога Хорса были изображены солярные знаки, имя этого бога, как правило, упоминается вместе с именем Даждьбога, что свидетельствует о его связи с солнечным культом. Представляет собой очень древнее божество. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, и уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по «морю мрака». Хорс - бог пантеона князя Владимира, его день вторник. Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике 19 века («хоровод» -круговое движение, «хорошуль» - круглый ритуальный пирог-курник, «Хоро», «Коло» - круг, колесо).

Валентин Барсков

Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook


На главную

Вернуться к списку статей

Написать отзыв