На главную Статьи Книги Гостевая Для авторов

 

О преподавании астрономии в школе.

При просматривании современной прессы, все чаще встречаются материалы-дискуссии о введении в школьную программу каких-либо религиозных дисциплин. Даже наш украинский министр образования озаботился этим вопросом, все-таки президент публично демонстрирует свою набожность, хотя точно это его личное дело. Вот интересно, где возьмут преподавателей? Ну,а я думаю, может быть лучше в школу вернуть астрономию? Был когда-то такой предмет и очень удачный учебник к нему профессора Б.А. Воронцова-Вильяминова.

Более новый учебник Новикова, использовать, конечно, нельзя, т.к. он содержит много «современных» открытий, мягко говоря, не подтвержденных астрономическими наблюдениями. Такие понятия как Большой взрыв, черные дыры, релятивистское излучение успешно обыгрываются журналистами, но профессионально за этим нет реального смысла. Наверно кому-то надо пугать людей концом света, «запланированным» на 2012 год, одновременно с украинскими выборами в Парламент.

Или еще один пассаж – Солнце погаснет через 6 лет, информация 2006 года. Конечно, такую астрономию лучше не преподавать. Газетам раздолье, можно писать любую чушь, читатель все равно не в курсе и всему поверит.

Вот очередное открытие. Обнаружена звезда с дефицитом металлов и у нее есть планета. Сенсация. Как всегда ссылка на неведомых американских ученых. И это в то время как еще в 1952 году вышла книга американского астрофизика, профессора Гарвардского университета Сесилии Пейн-Гапошкиной, в которой она доказала методом спектрального анализа следующее. Химический состав Вселенной, т.е. всех звезд и межзвездной среды до и после звездообразования абсолютно идентичен.

Практически это означает, что в любой структуре на миллиард атомов водорода приходится вполне конкретное количество атомов всех остальных элементов. К сожалению, официальная астрономическая наука до сих пор не удосужилась обратить внимание на это, по истине, гениальное открытие. Этот вывод по силе и значимости в понимании структуры Вселенной не уступает открытию Ньютоном гравитационных полей.В действительности это энергетическое поле Вселенной, обеспечивающее устойчивое динамическое равновесие всех ее членов. Во-первых, это и есть однородность Вселенной. Во-вторых, новые атомы во Вселенной не образуются, ни при каких условиях. Средневековые алхимики могут расслабиться и современные теоретики, у которых в звездах выгорает гелий и далее последовательно вся таблица Менделеева до черной дыры, также. В-третьих, Вселенная в целом не эволюционирует. Образуются и развиваются только ее фрагменты, обращаясь в конце жизни в туже исходную материю и энергию. Откуда в такой ситуации возникнет релятивистское излучение?

4 июля 2010 года «Комсомольская правда» в Украине поведала, что мир стоит на человеческих костях и поэтому в Космосе много планет, на которых живут люди. Ссылка идет на каких-то шотландских ученых, хорошо хоть не на Кембридж. Основания для вывода. Спектры каких-то звезд, не обремененных межзвездной средой, содержат линии кальция и молекул воды. Вот вам и остатки трупов. Можно смеяться, если бы это не было боле, чем глупо. Конечно, чтобы это понимать, нужны некоторые базовые знания по астрофизике. В частности: 1. Спектры всех звезд в астрофизике являются спектрами поглощения (не путать со спектрами излучения, характеризующими химсостав излучающего тела), т.е. характеризуют ту материю, через которую идет к нам свет. Это может быть атмосфера этих звезд, межзвездная среда и наша земная атмосфера. Сильная линия ионизованного кальция говорит о большой разнице температур зоны излучения и поглощения в атмосфере этой звезды и к содержанию кальция никакого отношения не имеет. А молекулы воды это от земной атмосферы. Вот и получается вместо научного анализа синдром акына – что вижу, то пою. Уровень подготовки современных астрономов настолько низкий, несмотря на профессорские и академические звания, что подобного рода «открытия» встречаются до неприличия часто. К сожалению, тон в астрофизике задают математики, не знающие даже общего курса астрономии.

Если бы в школьном курсе по физике, математике , географии, химии, биологии расставлялись акценты на информации, которая связана с астрономией, уверена подобный бред не печатали бы в газетах и журналах. Еще в начальной школе на уроках математики надо вводить понятие «бесконечности». Это очень удобно демонстрировать на числовом ряде, очень доступно и легко понимается. Таких примеров около нас масса и дети сами будут их искать. Тогда не возникнет недоумения при введении понятия «бесконечности Вселенной». При изучении законов Ньютона особое внимание надо уделить его научной биографии и рассказать, как травили его узко мыслящие коллеги за открытие гравитационного поля.Это поле принадлежит Вселенной. Оно постоянно и однородно и не образуется какими-либо массами. Очевидно, что в невесомости не существует взаимного притяжения тел. Т.е. в гравитационном поле Вселенной существует не притяжение, а взаимодействие движущихся тел. В название закона надо внести поправку. "Закон всемирного взаимодействия движущихся тел". Столкновение каких-либо тел во Вселенной происходит в результате пересечения их орбит.Необходимо показать что «знаменитое» уравнение Эйнштейна - это второй закон Ньютона,(достаточно умножить левую и правую часть на пройденный путь), записанный для элементарной частицы, чтобы снять с него флер гениальности. За одно продемонстрировать, что половина полной энергии тела всегда кинетическая.

В старших классах на уроках физики по оптике надо подробно изучать спектроскопию, а именно существование двух видов спектра. Бывают спектры излучения или эмиссионные ( с их помощью определяют химический состав излучаемого тела по интенсивностям линий) и спектры поглощения. Они характеризуют структуру среды, через которую идет поглощение и по распределению энергии в линиях (а не по их интенсивности) можно определить химический состав. Обязательно сказать об эффекте Доплера, и объяснить, что это свойство только спектров излучения, движущихся объектов. На спектры поглощения он не распространяется. Тогда не придется объяснять, что галактики никуда не разбегаются, т.к. для них получаются только спектры поглощения. По ним можно успешно изучать структуру межзвездной среды. На уроках химии надо объяснять, что химический состав Вселенной однородный. Возникает очень интересный вопрос о существовании месторождений железа, меди, серебра и т.д.

Такая концентрация отдельных химических элементов напрямую связана с биологией и физикой. В разделах микробиологии в старших классах надо рассказать о том, что существуют микробы, способные концентрировать в своем организме отдельные химические элементы и если появляется возможность для их активного роста, появляются соответствующие месторождения. Из лабораторных опытов известно, что этот процесс идет только при наличии статического электрического поля при определенной разности потенциалов. Откуда берутся эти микробы. Они есть в межзвездной среде в составе пылевых частиц. «Зверюги» эти очень хитрые. Когда им не подходят условия существования, они выжимают из себя воду, отбрасывают всякие усики, ножки, хвосты. Окутываются панцирем и живут как угодно долго в любой среде, пока не попадут в благоприятную для себя. Разворачиваются они тоже далеко не сразу, только, если убедятся, что жить можно. Поэтому все эксперименты по вылавливанию живых микробов из космоса пока терпят фиаско, но это совсем не значит, что их там нет. Имея такой багаж знаний, курс астрономии становится одним из самых любимых.

Особо важным вопросом в астрономии является межзвездное и межгалактическое поглощение. Оно определяет горизонты того, что и как можно видеть во Вселенной. Как написано у Сесилии Пейн-Гапошкиной плотность межзвездного вещества, составляет 1 атом на см3 . Энергия этого атома эквивалентна 6000К, что соответствует желто-зеленому цвету. Мы живем в желто-зеленом мире. Это подтверждают спектральные наблюдения галактик. Можно посчитать какое количество атомов водорода укладывается в см3. Вот на таком расстоянии мы можем получить информацию в видимом диапазоне, но только в желтом и красном свете. Коротковолновая часть поглотится межзвездной средой.

Информация в рентгеновских лучах и радиодиапазоне приходит и от более удаленных источников и поэтому далеко не всегда они отождествляются с оптическими источниками. Кроме того, голубые гиганты, находящиеся за этим горизонтом, будут видны как желтые карлики. Считается, что их больше всего во Вселенной и у математиков из-за этого получается большая «недостача» массы вещества во Вселенной. Им пришлось придумать черную материю. За этим горизонтом мы никогда не сможем узнать состав звездного населения. Вот так, занимательна может быть астрономия на базе тех знаний, которые мы получаем на Земле и ничего сверх естественного. Законы природы везде работают одинаково. А знать о них надо, хотя бы для того, чтобы ,вас не дурачили концом света. Люди, живите спокойно! Наша Земля очень крепко защищена и от магнитных бурь, и от астероидов. В целом система устройства Вселенной очень простая потому и живучая.

Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook


На главную

Вернуться к списку статей

Написать отзыв