(Публикуется для русскоязычных читателей, т.к. на английском языке этой информации достаточно в интернете.)
Сесилия-Елена Пейн родилась 10 мая 1900 года в Wendover (Англия) в семье Edward John и Emma Leonora Helena (Pertz) Payne of Coblenz (Пруссия). Ее отец был лондонский адвокат, историк и музыкант. Он рано умер, когда Сесилии было 4 года. Она была старшей из троих детей. Ее мать – художник, музыкант ввела дочь в мир классического искусства, в который она была влюблена всю свою жизнь. Сесилия вспоминала, что Одиссея Гомера была первой книжкой, которую мать прочитала ей в детстве. К 12 годам она владела несколькими языками: латынью, французским, немецким. У нее рано проявился интерес к ботанике и алгебре. Обучаясь в школе Святого Павла для девочек в Лондоне, она была под влиянием трудов И. Ньютона, Т. Хаксли и Е.Сведенборга.
Обучаясь в Newnham College Кеймбриджского Университета в 1919 году, она выиграла стипендию. В программе занятий были ботаника, физика, химия. После посещения лекции о Теории Относительности Эйнштейна, прочитанной Артуром Эддингтоном, известным университетским астрономом, Сесилия увлеклась астрономией. Она закончила обучение в 1923 году, но ученой степени не получила, так как это было не положено женщинам в Кеймбридже. Зато она получила премию Пиккеринга из Гарварда, которой награждались женщины-студентки. Это давало право продолжать обучение в Гарвардcкой обсерватории под руководством вновь назначенного директора Н. Shapley. Поэтому Сесилия уехала в США, надеясь найти лучшие условия для научной работы женщин-астрономов. Гарвардская обсерватория в Бостоне штат Массачусетс стала ее домом в дальнейшей карьере, хотя она могла бы назвать ее «злой мачехой».
За два года Сесилия опубликовала 6 научных работ в области звездных атмосфер и защитила докторскую диссертацию. В 1925 году ей была предоставлена постоянная должность в Гарвардской обсерватории. За эти работы в том же году она получила награду в Редклифе. Ее докторская диссертация «Звездные атмосферы» была опубликована в качестве монографии Гарвардской обсерватории. Это была первая работа в истории астрономии, в которой была применена теория ионизации М.Саха. Это давало возможность определить по скорости насыщения линий в спектре поглощения звезды содержание химических элементов, температуру возбуждения атомов в ее атмосфере, и электронное давление. Один из примеров -спектр поглощения Солнца.Линии поглощения водорода там относительно слабые, а линий металлов сильные, почти сравнимые с водородными в серии Бальмера. На этом основании считалось, что водорода в атмосфере Солнца мало и в основном она состоит из металлов.Разработанный С. Пейн и М.Саха метод определения химсостава показал, что содержание водорода в Солнечной атмосфере порядка 98%, остальное металлы. (Тот случай в астрономии, когда то что мы видим, это не то, что мы думаем.) Разразился крупный скандал. Дело в том, что при солнечных температурах водород поглощают только ионизованные атомы, а их там уже мало. Линии металлов наоборот показывают сильные линии так как температура на уровне их формирования значительно ниже излучающего уровня.
Коллеги мужчины постарались убедить ее в ошибочности взглядов, особенно усердствовал Норрис Ресселл. Это был ученый совет, но никто из его членов не поддержал С.Пейн. Они заставили ее признать, что она ошибается.
Позже Ресселл и сам пришел к тем же выводам, опубликовал их и получил признание их значимости. Уравнение,которое позволяет определить химический состав атмосфер носит название Саха- Больцмана. Про С.Пейн все забыли.
Это был по-настоящему революционный прорыв в астрофизике.
Отто Струве охарактеризовал эту работу как «несомненно, самую блестящую диссертацию когда-либо написанную в астрономии. (Это утверждение и сегодня не потеряло своей актуальности. )
Сесилия была недовольна своим неясным положением в Гарвардской обсерватории (технический ассистент) и мизерной зарплатой. Она хотела уйти, но директор Н. Shapley, оценивавший научную работу Сесилии очень высоко, уговорил ее остаться и добился для нее более приемлемого статуса.
В 1926 году она стала самым молодым ученым, внесенным в списки «American Men of Science».
Но ее положение в Гарвардской обсерватории оставалось не признанным и не официальным до 1938 года, когда ее работа в качестве лектора и исследователя было по достоинству оценена и ей присвоили титул астронома, которое она позже попросила изменить на Phillips Astronomer.
С 1925 по 1938 год она считалась техническим ассистентом Н. Shapley, и ни один из курсов, которым она обучала студентов, не был включен в списки Гарвардского каталога до 1945 года. В конце-концов, в 1956 году, когда ее коллега Donald Menzel заменил Н. Shapley в качестве директора Гарвардской обсерватории Сесилии Пейн-Гапошкиной дали должность профессора и chairman of the Department of Astronomy – первая женщина, которая получила эту должность в Гарвардском университете, не предназначенную для женщин.
Годы в Гарвардском университете оставались продуктивными, несмотря на звание и должность. Она по-прежнему была неутомимым исследователем с феноменальной памятью и энциклопедическими знаниями в науке. Она посвятила большую часть своих исследований изучению переменных звезд и определению расстояния до них. Вместе со своим мужем, Сергеем Гапошкиным (русским эмигрантом, офицером, покинувшим Россию с армией Деникина в 1919 году) стала первооткрывателем цефеид в соседней Галактике, Малые и Большие Магеллановы облака, в которых они обнаружили и исследовали 2 миллиона этих объектов. (В нашей Галактике известно только 500 цефеид).
В течении своей творческой жизни Сесилией Пейн-Гапошкиной опубликовано свыше150 научных статей, несколько монографий, включая «Звезды высокой светимости» 1930 г., «Виртуальная энциклопедия астрофизика», «Переменные звезды»1938 г.
«Справочник астрономических постоянных», написанный совместно с С. Гапошкиным. Она также опубликовала 4 книги по теме звезд и звездной эволюции, наиболее доступная из них для русскоязычных читателей “Stars in the Making”,.(«Рождение и развитие звезд») в переводе Б.А. Воронцова-Вильяминова. Более того, хотя она оставляет академический пост в Гарварде, став Emeritus Professor Гарвардского университета, она продолжает писать статьи и проводить исследования до самой смерти в 1979 году. Ее автобиография –это ее работы, собранные ее дочерью –“ Cecilia Payne-Gaposchkin: An Autobiography and Other Recollections “.1984г.
Сесилия Пейн-Гапошкина была избрана членом Королевского Астрономического общества в 1923 году, будучи студенткой в Кембридже, в 1926 году она стала членом Американского Астрономического общества. В 1931 году она стала гражданкой США.
Мы не будем перечислять все ее награды и звания( о них достаточно много материала в интернете), но все они присвоены ей за исследования галактик. По иронии судьбы она была награждена даже премией Н.Ресселла. Ее непризнанные работы в астрофизике по неоднородности звездных атмосфер и идентичности химического состава звезд и межзвездной материи способны вывести астрофизику из лабиринтов черных дыр, материи и энергии. Вернуть на свое место Вселенную из «безумного мира горячей Вселенной» и бесконечного расширения. Но «по-плечу» это только Гарвардской обсерватории, где она проработала всю жизнь. В настоящее время С. Пейн-Гапошкина в списке сотрудников Гарвардской обсерватории на 5 месте, а не без известный пастор Леметр в конце 20-х. Пока что из интернета убрали все ее оригинальные работы, чтоб не мешали пропаганде "Горячей Вселенной".
Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook |