__На главную__ __Статьи__ __Книги__ __Гостевая__

 

Алексей Павлович Ганский



11 августа 2008 года исполнилось 100 лет со дня трагической гибели Алексея Павловича Ганского, выдающегося пулковского астронома, одного из основателей Симеизского отделения Пулковской обсерватории, в дальнейшем ставшего Крымской астрофизической обсерваторией.

А.П.Ганский родился 20 июля (8 июля ст.ст.) [Баклунд, 1908] 1870 года в семье помещика бывшей Херсонской губернии Ананьевского уезда. Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II , когда Стефан Ганский, служивший секретарем у Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии. Отец Алексея Павловича, Павел Петрович, получил образование во Франции и работал управляющим херсонского Дворянского банка. С 1870 года семья Ганских живет в Одессе, здесь в этот год родился Алексей Павлович Ганский. После окончания физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета был оставлен при нём для подготовки к профессуре. В то время Одесскую астрономическую обсерваторию возглавлял профессор А.К. Кононович, энергичный, прогрессивный учёный и талантливый педагог, который одним из первых в России стал заниматься астрофизикой. Под его руководством в течение 1894-1896 гг. А.П. Ганский занимался преимущественно фотографированием Солнца для изучения пятен. Пользуясь очень скромными инструментальными средствами (6.5-дюймовый рефрактор), он сумел получить отличные снимки.

В мае 1896 года Одесскую обсерваторию посетил академик О.К. Баклунд - директор Главной астрономической обсерватории России в Пулково.Вскоре Ганский приехал в Пулково для дальнейшего совершенствовании в астрофотографии. Летом этого же года он был приглашён в научную экспедицию Пулковской обсерватории для наблюдения полного солнечного затмения 9 августа на Новой Земле. Эта экспедиция оказалась успешной во всех отношениях, был получен прекрасный наблюдательный материал. Кроме того, Алексеем Павловичем были собраны фотографии и зарисовки полных солнечных затмений, полученные в разные годы многими астрономами. На основе анализа всего собранного научного материала он пришёл к важным выводам о зависимости формы короны от количества пятен на Солнце. При максимуме солнечных пятен корона образует сплошное сияние вокруг Солнца. При минимальном их количестве корона всё более вытягивается вдоль солнечного экватора, и блеск её соответственно ослабевает [Ганский, 1897; Перель, 1958]. Таким образом, Ганский открыл изменение формы солнечной короны с фазой 11-летнего цикла солнечной активности [Hansky et Kostinsky, 1897]. Его предсказание формы короны для полного солнечного затмения 1900 года [Соболев, 1989] блестяще подтвердилось в дальнейшем многими астрономами. Тем самым А.П. Ганский впервые подчеркнул универсальность 11-летнего цикла для активных физических явлений, происходящих во всех слоях солнечной атмосферы.

После завершения работы, связанной с экспедицией, в начале 1897 года Алексей Павлович уехал в Париж. Он стал слушателем лекций в Сорбонне по математике, физике и астрономии, и одновременно занимался на Парижской обсерватории фотографированием Луны под руководством Леви. Затем стал работать в Медонской обсерватории, прославившейся на весь мир классическими способами фотографирования Солнца. С 1876 года эту обсерваторию возглавлял один из выдающихся французских астрономов – П.Ж.С. Жансен, пионер применения фотографии и спектроскопии в астрономии, в частности, при изучении Солнца.

Для решения задач астрофизики, физики Земли и метеорологии он на собственные средства в 1893 году основал обсерваторию на вершине Монблан, высочайшей горе Европы. Работа на этой обсерватории была очень сложна из-за трудностей восхождения и климатических условий на её вершине.


С исключительной настойчивостью Ганский преодолевал эти трудности. Он совершил в разные годы 9 восхождений на Монблан и, находясь там длительные промежутки времени, выполнил ценнейшие наблюдения [Перель, 1958]. По поручению Жансена он занимался изучением солнечной постоянной при помощи актинометра Andre Crova [Ганский, 1900]. Здесь же на Монблане Ганский провёл большую работу по поиску методов фотографирования солнечной короны вне затмений. Им были также проведены наблюдения Венеры, и сделана оценка периода изменения ее блеска, выполнены гравиметрические измерения, что тоже относится к важным результатам, полученным на Монблане.

Успехи Алексея Павловича в альпинизме были замечены в Одессе, где в то время уже 10 лет действовал первый в России Крымско-Кавказский Горный клуб. Ганский принимал самое активное участие в жизни клуба, одной из задач которого был сбор средств для проведения ученических экскурсий. С этой целью он неоднократно выступал с докладами, которые вызывали неизменный интерес, рассказывал об истории покорения Монблана, о создании и работе высокогорной обсерватории, показывал фотографии и рисунки, в основном, сделанные им лично. В 1900 году он был принят в члены клуба. В том же году по предложению А.П.Ганского в почётные члены клуба был принят и Жюль Жансен, трижды поднимавшийся на Монблан.

Работая в Париже, А.П. Ганский не терял связи с родным городом и писал письма своим друзьям по астрономическому кружку. В ответ же они выражали «надежду, что наш Алексей Павлович, несмотря на дружбу с К. Фламмарионом, Жансеном, Нансеном и прочими светилами науки и цивилизации не забудет и впредь своих дальних друзей (Март 1897г.)» [Архив РАН].

Два лета 1899 и 1901 гг. А.П. участвовал в русско-шведской экспедиции по градусному измерению на острове Шпицберген. Почти все тригонометрические и астрономические определения на русской части дуги проводились пулковскими астрономами во главе с директором обсерватории О.А. Баклундом. Ганский А.П. проводил в этих экспедициях определения силы тяжести, то есть занимался в основном гравиметрией, но так же работал как геодезист, астроном и фотограф. За свою работу в последней экспедиции он был удостоен премии государя, вручаемой от имени Русского астрономического общества, в котором он состоял с 1896г. Впоследствии в 1907 году он будет избран вице-президентом Русского астрономического общества.



Вот перед нами снимок Ганского 1899 года. Слева направо стоят геодезисты, судя по подписи, сделанной его рукой: И.И. Сикора (Дерптская обсерватория). Потом, второй – В.В. Ахматов (АО Петербургского университета), третьим в первом ряду стоит капитан Д.Д. Сергиевский, впоследствии профессор Академии Генштаба, затем директор Пулковской обсерватории О.А. Баклунд, Ганский А.П. и Васильев А.С. – тоже из Пулково. Интересно отметить – Ганский и Васильев – выпускники Новороссийского университета разных лет, т.е. при скромных возможностях университетской обсерватории профессор А.К. Кононович и его коллеги – педагоги готовили прекрасных специалистов для отечественной астрономической науки.

Конец XIX- го и начало XX- го веков – это время поиска новых путей, методов и технических возможностей в наблюдательной астрономии. Французские учёные Жансен и Фламмарион были энтузиастами астрономических наблюдений с воздушных шаров, и сами не раз поднимались на «монгольфьерах». Ганский А.П. два раза в Париже и один раз в Петербурге поднимался на воздушных шарах с научными целями.

1900 год он провёл в Потсдаме, где работал в астрофизической лаборатории у Фогеля, одного из основателей спектральной классификации звёзд. Там же он освоил новый метод Гартмана исследования оптики телескопов [Ганский, 1904]. Одновременно в Потсдамском геодезическом институте Ганский изучал методы, которые немецкие учёные применяли в гравиметрии.

В 1903 году А.П.Ганский начал исследования солнечной грануляции, которые он продолжал в течение последних лет своей жизни. Только три астронома в начале XX-го века Жансен, Ганский и Шевалье достигли необычайного искусства в получении снимков Солнца, запечатлевая тончайшие детали солнечных пятен и грануляции [Р.Брей и Р.Лоухед, 1966]. Качество фотографий Солнца и образований на нём, сделанных Алексеем Павловичем оставалось непревзойдённым до 1959 года, когда Солнце было сфотографировано с помощью телескопов, поднятых на воздушных шарах в стратосферу. Неспособность других наблюдателей повторить такое высокое качество снимков приводило к тому, что некоторые выводы, сделанные А.П.Ганским по своим снимкам, например, о скорости распада гранул, подвергались сомнению. Но жизнь всё ставит на свои места и теперь можно прочесть заметку [Кандрашов]: «Он делал на «ночном» инструменте — Нормальном астрографе, установленном в Западной башне здания Обсерватории, в послеобеденную жару снимки такого качества, какого не смогли добиться пулковские астрономы спустя 60 лет на специализированных солнечных телескопах с применением автоматики и электронного анализатора качества изображения. Причём, Ганский получал не отдельные «рекордные» фотографии, а устойчивые серии снимков, на которых можно было проследить биографию каждой гранулы. Для аналогичной работы в 70-х гг. XX века пришлось создать Стратосферную Солнечную Обсерваторию весом 8 тонн, поднимаемую гелиевым аэростатом на высоту 20.5 километров».

В 1905 году А.П. установил, что средняя продолжительность жизни отдельных гранул составляет 2-5 мин., затем они распадаются и заменяются новыми. Свои результаты он публиковал в Пулково и в Париже [Hansky, 1905, 1906,1908]. Теперь эти данные напечатаны во всех учебниках астрофизики, к сожалению, без ссылки на его труды.

23 сентября 1904 года в Сент-Луисе (США) состоялся учредительный конгресс Международного союза по исследованию Солнца под председательством Дж. Хэйла, ставшего его первым президентом. Стремление к кооперации было вызвано практической важностью постоянного и всестороннего изучения Солнца. От Петербургской Академии наук делегатом был директор Пулковской обсерватории О.А. Баклунд. А уже 3 января 1905 года было основано Русское отделение этого союза под названием Комиссии по исследованию Солнца, которое возглавил А.А. Белопольский. Секретарём был избран А.П.Ганский [Гневышев, 1984]. В день создания Русского отделения Ганский А.П. выступил с очень важным докладом, в котором он предлагал создать высокогорную солнечную обсерваторию [Гневышев, 1984]. Ганский был первым астрономом в России, который осознал необходимость организации Гелиофизической обсерватории на юге. Он сам разрабатывал проект, просчитывал сметы строительства будущей обсерватории и в своих статьях того времени отмечал возможность строительства в Крыму, на Кавказе и даже на Памире [Ганский, 1905].

В 1904 году Парижская Академия Наук наградила А.П.Ганского медалью им. П.Ж.С.Жансена. В 1907 году удостоился такой награды А.А. Белопольский – вторым из российских астрономов.

8 апреля (ст.ст.) 1905г. его приняли на работу в штат Пулковской обсерватории на должность адъюнкт-астронома. В этом же году для наблюдения полного солнечного затмения 30 августа Пулковская обсерватория отправила две экспедиции – в Испанию под руководством Ганского и в Египет под руководством Окулича. В зарисовках этого затмения А.П. Ганскому помогал его старший брат Пётр, известный художник, который, кстати, в 1904 году для Пулковской обсерватории написал портрет Ж. Жансена. По результатам этой экспедиции Ганский пришёл к важным выводам о зависимости формы и направления лучей солнечной короны от формы и направления протуберанцев. Таким образом, ещё раз была убедительно обоснована взаимосвязь многообразных физических явлений, происходящих на Солнце [Hansky, 1907].

В мае 1906 года А.П.Ганский и Г.А.Тихов обратились в Академию Наук с предложением послать экспедицию в Крым для исследования зодиакального света и изучения качеств изображений. Научные результаты этой поездки невелики [Тихов, 1959], но то, что в Симеизе А.Ганский случайно увидел частную обсерваторию Н.С.Мальцева было, наверно, самой большой её удачей. История, как эта обсерватория стала Симеизским отделением Пулковской обсерватории, общеизвестна.

В начале 1907 года Ганский А.П. поехал в свою последнюю экспедицию для наблюдения полного солнечного затмения в Туркестан. Пулковским астрономам не повезло, была плохая погода в день затмения, но отнаблюдать зодиакальный свет ему всё же удалось.

20 января (ст.ст.) 1907г. А.П. Ганский и словакский астроном Милан Стефаник, возвращаясь вместе из экспедиции, посетили Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Великий писатель после беседы с ними в своём дневнике отметил, что «астрономы интересны». В продолжение последних двух лет А.П. Ганский произвёл целый ряд наблюдений поверхности Юпитера. Здесь ему оказали большую услугу его способности к рисованию. Результаты этих наблюдений полностью не обработаны.

В начале лета 1908г. А.П. Ганский выехал из Одессы в Симеиз для обустройства обсерватории. Через месяц активной работы по установке Цейссовского астрографа и получения первых пробных снимков он трагически погиб.

Факт получения им первых астрономических снимков в Симеизской обсерватории отмечают два астронома: Г.А. Тихов [Тихов, 1959] и Неуймин Г.Н. Это даёт право назвать Ганского первым астрономом – наблюдателем Симеизской, впоследствии Крымской обсерватории.

Астрономы в память о выдающемся исследователе Ганском назвали его именем: 1928г. - малую планету № 1118 (открыта Белявским С.И.); 1970г. - кратер на Луне (обратная сторона Луны) (селенографические координаты- +97º, -10º). В его честь назван ледник на о. Шпицберген. Его координаты - 78°40'с.ш. и 20°30'в.д. В Симеизе есть улица имени А.П.Ганского.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Архив РАН, Фонд 543, Опись 11, №80 Баклунд О., «А.П.Ганский», Известия Русского астрономического общества, XIV выпуск, №7, Декабрь 1908г., стр.232
Брей Р. и Р.Лоухед, «Солнечные пятна», Москва, 1966, стр.22-23
Ганский А.П., «Полное солнечное затмение 9 августа 1896г.», СПб, 1897г.
Hansky A. et Kostinsky, “L'éclipse totale de Soleil du 27 Jullet 1896”. Bulletin de l’Academie des Sciences. St. Petersbourg, 1897.
Ганский А.П. «Обсерватория на Монблане», Записки Крымского Горного клуба, №4, 1900г.
Ганский А.П., «Исследование 30-дюймового объектива Пулковской обсерватории по способу Гартмана», «Известия импер. Акад. наук», 1904, т.20, № 2.
Hansky A., Photographies de la granulation solaire faites à Poulkovo, Pulkovo Mitt., 1, 81 (1905).
Hansky A., Photographies de la solaire, Bull. Soc. Astr. France, 20, 178, (1906).
Hansky A., Mouvement des granules sur la surfage du Soleil, Pulkovo Mitt., 3, 1, 1908.
Ганский А.П., «О наблюдении Солнца и об основании Гелиофизической обсерватории на юге России», СПб, 1905
Hansky A., Observations de l'éclipse totale de Soleil du 30 août 1905 faites par l'expédition de l'Observatoire de Pulkovo …, Mitteilungen der Nikolai – Haupsternwarte zu Pulkovo, 1907, Band I, №10, Seite 121-135
Гневышев М.И., «История Службы Солнца», Историко-астрономические исследования, выпуск XVII, 1984, стр.161-184 Кандрашов Эдуард В. (Интернет)
Перель Ю.Г., «Юбилеи Отечественной и мировой астрономии в 1958 г.» Астрономический календарь 1958, Москва, 1957, стр.275-278
Соболев В.М., Ю.И.Витинский, Б.М.Рубашев, «Исследования Солнца в Пулковской обсерватории», в книге «150 лет Пулковской обсерватории», под ред. В.К.Абалакина, «Наука», 1989г., стр. 153-181.
Тихов Г.А. «Шестьдесят лет у телескопа», 1959г.

Алексей Павлович Ганский
Лемещенко Н.Д. e-mail: lemnina@mail.ru
Шевчук Т.В.
Астрономическая обсерватория (Одесского) университета.

Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
Facebook


На главную

Вернуться к списку статей

Написать отзыв